Профориентация

Профориентационная работа в школе

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.

 

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

 

Направления и формы профориентационной работы в школе:

— Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.

Работа с учащимися:

— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;

Работа с родителями:

— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Словарь профессий

 

Рекомендации психолога старшеклассникам.

Выбор профессии:

  • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
    • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
    • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!».
    • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
    • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
    • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
    • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
    • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
    • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
    • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
    • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
    • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
    • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

 

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;

часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;

еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей.  Можно помогать,  но не заставлять.

 

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

Профориентационные Сайты в сети-Интернет

Обзор Интернет-ресурсов по вопросам профессионального самоопределения

  1. proforientator.ruЦентр тестирования — Профориентация: кем стать. Выбор профессии. На сайте представлены материалы по выбору профессии: терминология, описания и типы специальностей. Тесты он-лайн. Информация о профконсультациях, тренингах, курсах подготовки к ЕГЭ вцентре «Гуманитарные технологии».
  2. www.labor.ru Департамент труда и занятости г. Москвы. Содержит информацию, необходимую для содействия в трудоустройстве и подборе персонала: рекомендации по выбору и смене профессии, поиску работы, анонсы городских и окружных мероприятий, проводимых органами труда и занятости г. Москвы.

На сайте можно узнать адреса центров Москвы, предоставляющих гражданам информацию о рынке труда, востребованных профессиях и специальностях, возможностях карьерного роста.

В разделе «Пресса о рынке» труда размещена большая подборка интересных статей по трудоустройству и подбору персонала, дайджест специализированных газет и журналов, аннотированный каталог книг по вопросам труда и занятости.

Особый интерес представляет информация о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда Москвы (по данным городского банка вакансий).

  1. www.iacedu.ruИнформационно-аналитический центр (ИАЦ) ДОгМ. На сайте представлены инновационные образовательные проекты, среди которых особое место занимает профессиональная ориентация школьников, которой занимается структурное подразделение Информационно-аналитическог центра — Городской ресурсный центр. Заочно познакомиться с его работой можно с помощью программы «Виртуальная экскурсия по центру».

На сайте можно пройти психологическую диагностику с помощью системы психологического тестирования и профессионального определения, а также записаться на консультацию.

Раздел «Мероприятия» рассказывает о семинарах, днях открытых дверей, городских днях профориентации, программах профориентационной работы с учащимися, работе окружных и районных центров профориентации.

Раздел «Об учебном центре» информирует о подготовке педагогических и управленческих кадров в рамках повышения квалификации работников образования г. Москвы.

  1. prof.labor.ruБанк интерактивных профессиограмм. Видеоролики! о профессиях.
  2. www.proftime.edu.ru«Время выбрать профессию» Московский психолого-социальный институт. Сайтадресован молодым людям, которые не хотят ошибиться с выбором профессии, и взрослым — родителям, педагогам, психологам, работодателям, которые стараются им в этом помочь.

Раздел «Как выбирать профессию» содержит общие рекомендации по правильному выбору профессии, методику экспресс-диагностики «Матрица выбора профессии» с описанием двухсот профессий, видео «Право на ошибку».

В разделе «Слагаемые успеха» изложена стратегия выбора профессии, которую сопровождает самодиагностика по шести надежным методикам, позволяющим пользователям уточнить свои профессиональные интересы, склонности и личностные особенности, видео «Стратегия выбора профессии».

Раздел «Образование и карьера» рассказывает о современном рынке труда, уровнях профессионального образования и путях получения профессии, видео «Пути получения профессии».

Раздел «Методическое обеспечение» предназначен специалистам в области профессиональной ориентации молодежи и содержит анонсы семинаров и конференций по профориентации, а также методические материалы (программы, тренинги, рекомендации).

В разделе «События и люди» представлена информация о мероприятиях, посвященных профориентационной работе с молодежью, а также о людях, внесших значительный вклад в теорию и практику профориентационной работы.

На сайте предусмотрена регистрация, которая дает возможность пройти тесты, получить результаты и сохранить их в «личном кабинете», а также возможность создания региональных страниц и прохождения мониторинга профессиональных планов и ценностей подростков.

  1. www.psykonvoy.ruЦентр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления ДОгМ адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, подросткам и их родителям. Сайт информирует об услугах, которые оказывают специалисты Центра; это профориентация и психологическая помощь, дополнительное образование и трудоустройство школьников, психологическая подготовка к поступлению в вуз.

Разделы «Психология», «Профориентация» и «Медицина» информируют о направлениях работы различных отделов Центра (психологическая диагностика, тренинги и групповые коррекционно-развивающие игры, индивидуальные психологические консультации для детей и родителей, помощь в выборе профессии) и специалистах Центра.

В разделе «Дополнительное образование» представлены программы, направленные на личностное развитие, укрепление здоровья и профессиональное самоопределение детей и подростков; формирование общей культуры. Занятия в объединениях дополнительного образования знакомят детей и подростков с различными профессиональными сферами, помогают выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний.

Раздел «Мероприятия» знакомит с городскими и окружными мероприятиями, посвященными профориентации и трудоустройству молодежи (Дни профориентации, Ярмарки вакансий, Дни открытых дверей, конференции, конкурсы, семинары).

  1. www.shkolniky.ruСтоличный центр профориентации «Разумный выбор». Сайт адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками. Он информирует о содержании работы Центра (определение профессиональной пригодности; подбор учебных заведений для обучения; формирования профессиональной готовности к поступлению в учебное заведение), методах работы (индивидуальное и групповое, бланковое и компьютерное тестирование; тренинги личностного роста). Все услуги специалисты Центра оказывают бесплатно. На сайте представлен обширный материал по вопросам, связанным со столичным образованием.

Раздел «Школы Москвы» содержит информацию об адресах и телефонах школ Москвы; рассказывает о новостях столичного образования. Здесь представлены тексты всех нормативных документов, регламентирующих работу образовательных учреждений, а также аннотации учебных пособий для учащихся I-XI классов по всем образовательным областям.

В разделе «Вузы Москвы» приводится рейтинг московских вузов, новости и рекомендации по выбору учреждения профессионального образования.

Раздел «Профессии» знакомит старшеклассников с содержанием, профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями профессий по алфавитному указателю и по классификации Е. А. Климова.

В разделе «Призывнику» дана информация о призыве на военную службу, освобождении и отсрочках, адреса и телефоны вузов Москвы, в которых есть военные кафедры, а также рекомендации призывнику.

Уникален раздел «Результаты школьного тестирования», который знакомит школьников с результатами пройденных в школе тестов. Для этого необходимо ввести в поле «Номер школы» и индивидуальный пароль, выдаваемый при тестировании. По итогам тестирования учащиеся получают обзор востребованных современным рынком труда профессий, а также определение их личной направленности на конкретную группу профессий.

  1. www.profvibor.ru«Электронный музей профессий» — проект Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления ДОгМ, адресованный, прежде всего учащимся, 8-11 классов.

Справочно-информационный блок представлен разделами «Каталог профессий» (большой алфавитный список профессий с их описаниями); «Статьи о профессиях»; «Профессиональные праздники»; «Детский взгляд на профессию» (рефераты, рисунки и фотографии).

Диагностический блок составляют разделы «Анкета по трудоустройству», «Профориентационное тестирование 8-x и 10-x классов», «Профориентационное тестирование 9-x и 11-x классов». На сайте предусмотрена регистрация, которая дает возможность пройти тесты, получить результаты и сохранить их в «личном кабинете», а также вести статистику посещений и выполнения тестов. К сожалению, выбор методик ограничен и одинаков для всех возрастных групп, а методики даны без указания авторства.

В разделе «Навигация» предусмотрена возможность найти профессию по заданным критериям, предлагать темы для обсуждения и размещать свои материалы.

На сайте действует форум, где можно задать вопрос психологу и юристу и получить квалифицированный ответ.

  1. http://www.moeobrazovanie.ruМое Образование: поиск вузов и колледжей России. Все вузы (2754) Все колледжи (3599).
  2. www.urc.ac.ru/abiturient/index.htmlОбщероссийская информационно-справочная система «Абитуриент» предназначена для поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего образовательного учреждения. Решению этой задачи посвящены и отдельные разделы сайта.

В разделе «Самоанализ» содержатся общие правила выбора профессии и диагностический блок, включающий в себя он-лайн-тесты по выявлению подходящего типа профессии, особенностей темперамента, определению потребности в достижениях. Для прохождения тестирования и получения результатов регистрация не нужна.

Раздел «Выбор специальности» включает в себя единую базу специальностей, по которым ведется обучение в российских вузах.

В разделе «Как подготовиться» учащиеся найдут общие рекомендации по подготовке к вступительным экзаменам в вузы.

Информация о вопросах поиска работы, состоянии рынка труда и трудоустройстве после окончания высшего учебного заведения размещена в разделе «Перспективы трудоустройства».

  1. http://center1.testov.netГородской портал профессиональной ориентации г. Москвы является основой для создания единого информационно-технологического пространства профориентационной работы в столице. Он содержит информацию о Городском центре профессиональной ориентации, проведенных им мероприятиях, ближайшие и перспективные планы работы центра с возможностью записи на интересующие мероприятия. Мероприятия центра рассчитаны на специалистов, занимающихся вопросами профессиональной ориентации, школьников и студентов. Все мероприятия Городского центра профориентации (занятия, игры, тренинги, профориентационное тестирование) проводятся бесплатно, по предварительной записи.

В разделе «Школьникам» размещена актуальная база высших и средних профессиональных учебных заведений Москвы, статьи о наиболее востребованных и популярных профессиях московского региона.

Раздел «Студентам» поможет учащимся средних специальных и высших профессиональных учебных заведений узнать о тонкостях трудоустройства, найти материалы, книги, статьи о профессиональном самоопределении, познакомиться с требованиями рынка труда Москвы, найти вакансию.

В разделе «Родителям» размещена информация о мероприятиях, посвященных профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению молодежи.

Раздел «Специалистам» содержит информацию о методических семинарах, «круглых столах» и конференциях, посвященных вопросам методического обеспечения профориентационной работы в образовательном учреждении и электронную библиотеку по профессиональной ориентации.

  1. www.start4you.ru«Образование и карьера» — информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов. Здесь размещены актуальные вакансии и рекомендации по выбору профессии и образовательного учреждения, поиску работы.

Раздел «ЕГЭ» включает в себя информацию о едином экзамене, нормативные документы, демонстрационные варианты ЕГЭ по предметам общеобразовательного цикла. Пройти тест можно после регистрации.

В разделе «Тесты» представлены группы методик, разделенные по сферам диагностики: знание ИТ-технологий, иностранных языков, тесты для школьников и студентов, направленные на проверку знаний предметов общеобразовательного цикла. Ссылки, обещающие психологическую диагностику, ведут на сайт «Гуманитарные технологии».

Раздел «Конкурсы» содержит информацию о молодежных конкурсах, организованных как командой сайта «Образование и карьера», так и партнерами. Чтобы принять участие в конкурсах, необходимо зарегистрироваться.

В разделе «Статьи» представлены интересных рубрики: «Тема дня» (актуальные новости образования), «Звездный старт» (истории успеха известных людей), «Пропуск в профессию» (анонсы экскурсий на предприятия города Москвы, бизнес-идеи), «Наши победители» (доска почета победителей конкурсов сайта).

Профориентационная работа с подростками с ОВЗ и инвалидами

— это научно обоснованный выбор трудового пути инвалида, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма. Профориентация инвалидов требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля. В компетенцию специалистов медиков входит установление абсолютных противопоказаний к определенному кругу профессий, обусловленных характером и объемом патологического процесса.

Можно выявить следующие проблемы, возникающие у молодых инвалидов:

  • Не знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают;
  • Не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику;
  • Не имеют информации о возможностях профессиональной подготовки в данном регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях в данном регионе;
  • Не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;
  • Социально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки;
  • Инвалиды не активны, не сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу.

Итак, профориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда (Е.М. Старобина). Исходя из определения, профориентация – это длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте, и до момента сознательного выбора профессии в юности.

Рассмотрим этапы профориентации. На первом этапе – предварительном – решаются следующие задачи:

Формирование установок на труд и позитивного отношения к труду.

Развитие общетрудовых качеств и навыков.

Формирование базовых ценностей, норм и правил поведения.

Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки.

Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть когда у ребенка завешается процесс развития рефлексии.

Второй этап – диагностический – включает в себя задачи по выявлению индивидуальных особенностей, возможностей детей к освоению тех или иных видов трудовой или профессиональной деятельности. Результатом данного этапа должен быть оптимальный профотбор, исходя из объективных диагностических данных.Третьим этапом является формирующий этап, на котором происходит:

Развитие установок и мотиваций на показанные виды трудовой деятельности.

Развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показных видах трудовой деятельности.

Сглаживание и ликвидация неадекватных установок по отношению к показанным видам трудовой деятельности.

Содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Наряду с этапами целесообразно выделить также и подходы к профориентации, в рамках которых возможно решение задач профориентации на каждом этапе. Эти подходы реализуются в зависимости от условий и характерологических особенностей контингента. Так, Н.С. Пряжников (1996) выделяет следующие подходы: справочно-просветительский, текстологический, «глубинный» психологический или психоаналитический, гуманистический, организационно-управленческий, рационалистический, воспитательный, подход «частичных услуг», активизирующий.

Кроме того, профориентация подростков и молодых инвалидов, на каждом этапе проводится по следующим направлениям: клиническому, психофизиологическому, психологическому, педагогическому и социальному. Работу по этим направлениям важно проводить особенно тщательно, если речь идет о профориентации людей с ограниченными возможностями здоровья.

На третьем этапе важно формировать у детей профессиональный выбор адекватный их возможностям, и поднимать их уровень мотивации к показанным видам деятельности. Здесь возможны трудности следующего характера:

из-за слабого познания окружающего мира дети плохо представляют тот или иной вид профессиональной деятельности;

зачастую дети и родители убеждены в том, что их ребенок должен получить престижную профессию, например, бухгалтера, экономиста или юриста, что, напротив, в будущем может значительно затруднить трудоустройство из-за перенасыщения рынка труда этими специалистами;

дети и родители затрудняются в составлении профессиональных планов, так как в городе и области отсутствует сеть специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию;

детьми и родителями болезненно воспринимается предложение коррекции их профессиональных планов, что связано с незнанием особенностей заболевания.

Коррекционная работа должна включать в себе :

профессиональное просвещение детей и родителей;

проведение деловых игр социально-средовой и профориентационной направленности;

коррекцию мотивов выбора профессии;

знакомство с судьбами инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, успешно работающих по избранной специальности;

составление и коррекции профессиональных планов;

составление профессиограмм;

активное включение в профориентационную деятельность родителей детей;

организацию экскурсий на некоторые предприятия города, использующие труд инвалидов;

ориентацию некоторых детей на заочное обучение в обычном вузе, что позволит не уезжать далеко от дома и избавит от необходимости ежедневного посещения занятий;

мероприятия по повышению самостоятельности, самодисциплине и самоорганизации в учебной деятельности у старшеклассников, так как эти качества необходимы для заочного обучения в профессиональном учебном заведении.

Учитывая все проблемы связанные с профориентацией людей с ОВЗ и сложностями их трудоустройства на потанинской школе нами был предложен проект Ориентир, позволяющий с одной стороны помочь подростку с ОВЗ определиться с выбором профессии и учебного заведения ,а с другой работодателю взять на работу специалиста с ОВЗ. Проектом предполагалась с одной стороны грамотно презентовать специалиста с ОВЗ потенциальным работодателям ,провести культурно-просветительскую работу и рассказать о том что инвалид может и должен работать, а так же может быть хорошим специалистом и добросовестным работником. Так же необходимо показать работодателям какие еще привилегии ,кроме квалифицированного специалиста, он получит ,а именно формирования толерантного отношения в обществе и в данной организации к разным группам населения, стимулирование трудового процесса (обращения коллектива на то что инвалид может и значит я могу ! «выполнить план», «создать проект», «реализовать задачи» и т.д.). Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд – задача государственного значения, реализуемая органами службы занятости во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов. Решению этой задачи способствуют нормативные правовые акты Российской Федерации и Приморского края:

Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите. Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.

Таким образом, мы планируем помогать работодателям исполнять государственные законы и получать от этого максимальную прибыль.

Кроме того для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ № 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.

С другой стороны, проектом предусмотрена максимальная помощь и сопровождение, а так же поддержка людям с ОВЗ желающих получить образование и работать. Это помощь включает в себя профориентационную работу, подбор специальностей, удовлетворяющих физическим, психическим и эмоциональным аспектам, подбор учреждений где они могут учиться, мониторинг предприятий и востребованных специальностей в конкретных регионах. В процессе работы мы столкнулись с такой проблемой как нежеланием работать и не пониманием того, что инвалид может реализовать себя в профессиональной деятельности. Оказалась необходимой культурно-просветительской работа среди инвалидов и их родителей.

Таким образом,

-проводиться целенаправленная профориентационная работа, начиная со старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Эта работа должна включать в себя более широкое профессиональное информирование. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять сюжетно-ролевым играм в профессии, которые в будущем могут быть оптимальны для профессионального выбора ребенка.

— Профориентационная работа с ребенком с ограниченными возможностями должна вестись комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка.

— Родители ребенка должны быть активными участниками процесса профориентации.

— Необходимо на протяжении всего периода профориентации проводить корректировку профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями.

— На основе корректировки профессиональных планов с ребенком целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

— Целесообразно для учащихся старших классов введение в учебный процесс элементов самостоятельной подготовки и самостоятельного изучения некоторых тем, что в будущем будет способствовать более эффективному профессиональному обучению, особенно в заочной форме обучения.

— Рекомендуется в старших классах общеобразовательной школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на индивидуальном обучении, на основе данных профориентации вводить элементы профильного обучения.

— Необходимо в будущем уделять больше внимания вопросам трудоустройства инвалидов детства.

Таким образом можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности .Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.